Эффективные методы повышения педагогического мастерства воспитателей дошкольных учреждений
Ключевым условием качества дошкольного образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Задача методической службы дошкольного учреждения заключается в том, чтобы найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства воспитателей.
Для решения этой задачи в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Шахтёрский ясли-сад №4» разработан проект «Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации воспитательно-образовательного процесса с использованием современных педагогических технологий».
Цель проекта: разработать и апробировать систему методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации воспитательно-образовательного процесса с использованием современных педагогических технологий.
Задачи проекта:
1. Определить уровень профессиональной компетентности и готовности педагогов к работе в инновационном режиме.
2. Создать мотивационную готовность для совершенствования профессионального мастерства педагогов и повышения уровня их квалификации.
3. Создать условия для осуществления непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, организовать методическое сопровождение педагогов по теоретическому и практическому освоению современных образовательных технологий.
4. Оценить результативность проекта и определить перспективы дальнейшей деятельности.
Основные направления работы:
— расширение состава коллективного управления, их полномочий через привлечение к разработке ООП дошкольного учреждения, к участию в составлении годового плана, к утверждению кандидатур на награждение;
— привлечение педагогов к самоуправлению на основе самоконтроля и анализа своей деятельности, через организацию наставничества;
— построение нового заинтересованного взаимодействия между педагогами и старшим воспитателем, основанного на мотивации педагогов и инициативности в реализации их творческих способностей через взаимосвязь всех звеньев данной модели;
- разработка «Положений», системы мониторинга, планирование работы всех её звеньев, промежуточные и конечные отчёты по выполнению плана.
Разработанный алгоритм деятельности позволяет:
— планировать конкретную, реальную работу, основанную на социальных запросах и потребностях педагогов, исходящую из анализа конечных результатов;
— активизировать инициативность педагогов, содействовать рождению инноваций;
— повышать эффективность и качество методических мероприятий.
Исследование процесса формирования профессиональной компетентности в условиях реализации ГОС ДО
Современное дошкольное образовательное учреждение должно постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость, чтобы занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А этого можно достичь высоким качеством профессиональной деятельности педагогических работников.
Немаловажную роль при этом играет объективное изучение и оценивание результатов профессиональной деятельности педагогических работников в межаттестационный период.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Шахтёрский ясли-сад №4» изучение качества образования проходит при тесном взаимодействии с Донецким Республиканским институтом дополнительного педагогического образования. Двадцать три педагога принимают участие в эксперименте Республиканской лаборатории по проблеме «Научно-методическое сопровождение реализации индивидуальных траекторий развития педагогических работников на основе технологии комплексного оценивания профессиональной деятельности».
Задачи и направления работы в ходе эксперимента определили следующие:
*Обеспечить каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами.
*Создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач реализации ГОС ДО.
*Обеспечить реализацию индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование.
*Выявлять и распространять наиболее ценный опыт педагогов.
На этапе ознакомления педагогов с Технологией провели консультации, беседы, мастер-классы (изучались параметры оценивания, инструментарий определения результатов, также рассматривалась трактовка полученных числовых результатов на соответствие определенной квалификационной категории и т.д.). Наиболее продуктивной формой работы оказались тренинги по практическому использованию электронной таблицы «Реализация ИТР»; анализ собственных достижений в электронном портфолио (е-аттестация).
Изучению педагогической деятельности с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий помогает квалиметрическая оценка педагогической деятельности с помощью электронной таблицы excel «Реализация индивидуальной траектории развития». А систематизировать педагогические достижения, объективно оценить свои возможности - акмеокарта - информация о достижениях и результатах самосовершенствования работника в межаттестационный период. Педагоги заполняют ее по мере выполнения мероприятий. Это - эффективное средство планирования и реализации индивидуальной образовательной траектории в межаттестационный период.
За время проведения эксперимента улучшились кадровые, содержательные, психолого-педагогические показатели: в дошкольном учреждении работают квалифицированные педагоги (квалификационную категорию «специалист высшей категории» имеют 4 педагога, «специалист первой категории» - 5 педагогов, «специалист второй категории» -2 педагога, педагогическое звание «воспитатель-методист» присвоено 11 педагогам), идет поиск и включение в коллектив молодых, творчески работающих педагогов; изменились приоритеты образовательных и воспитательных целей, заботимся о создании условий для превращения каждого педагога в субъект самообразовательной деятельности с целью обновления и совершенствования знаний в области педагогики и психологии творчества и креативности; оптимизация психологического климата в ДОУ проходит путем поощрения администрацией самостоятельности и творчества членов коллектива.
№ Параметры информации Содержание информации
1. Данные об организации, осуществляющей образовательную деятельность
1.1 Полное наименование образовательного учреждения МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №4»
1.2 Адрес образовательного учреждения Город Шахтёрск, микрорайон Журавлёвка
1.3 Руководитель образовательного учреждения Мельникова Ольга Федоровна
1.4 Телефон 071 339 81 44
1.5 E-mail* guravlenok4@yandex.ru
2. Данные об инициаторе эксперимента
2.1 Фамилия, имя, отчество Галкин Сергей Георгиевич
2.2 Должность заведующий отделом управления образованием и аттестации ДонРИДПО
2.3 Телефон 071-306-42-16
2.4 E-mail atesta303@yandex.ru
3. Данные о научном руководителе эксперимента
3.1 Фамилия, имя, отчество Черникова Лидия Григорьевна
3.2 Основное место работы ГОУ ДПО «ДонРИДПО»
3.3 Должность ученый секретарь
3.3 Ученая степень, звание
3.4 Телефон 071-306-42-29
3.5 E-mail
4. Данные о тьюторе
4.1. Фамилия, имя, отчество Галкин Сергей Георгиевич
4.2. Основное место работы ГОУ ДПО «ДонРИДПО», отдел управления образованием и аттестации
4.3 Должность заведующий отделом
4.4. Ученая степень, звание нет
4.5. Телефон 071-306-42-16
4.6. E-mail atesta403@yandex.ru
5. Данные о масштабе экспериментальной работы
5.1 Статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, на период экспериментальной работы Республиканская школа-лаборатория
5.2 Решение экспертного совета
5.3 Состав участников эксперимента Педагоги ДОУ
6. Данные о содержании экспериментальной работы
6.1 Тема эксперимента Научно-методическое сопровождение реализации индивидуальных траекторий развития педагогических работников на основе технологии комплексного оценивания профессиональной деятельности
6.2 Цель эксперимента Внедрение технологии комплексного оценивания педагогической деятельности в дошкольное образовательное учреждение в условиях реализации ГОС ДО
6.3 Задачи эксперимента С помощью инструментария комплексной оценки деятельности педагогов научиться определять уровень профессиональной образованности педагогических работников,
• создать условия для их профессионального развития,
• сформировать инновационный кадровый ресурс из педагогов, принимающих задачи модернизации дошкольного образования и способных решать их на практике.
6.4 Сроки эксперимента 2017 – 2020 г. г.
6.5 Этапы эксперимента (название, сроки, цели) 2017-организационно-практический
Цель – изучение и обсуждение параметров и критерий КОПД, обеспечение каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами.
2018- практический
Цель – внедрение технологии КОПД; создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач реализации ГОС ДО.
2019 - анализ и обобщение достигнутых результатов.
Цель - рефлексия результата, реализация индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование.
2020- распространение передового опыта внедрения технологии КОПД
Цель – трансляция наиболее ценного опыта объективного оценивания профессиональной деятельности педагогов.
7. Данные о предполагаемых результатах экспериментальной работы
7.1 Предполагаемый продукт экспериментальной работы Методические рекомендации по внедрению системы оценивания и мотивации профессионального роста педагогических работников
Категории, содержание, структурные характеристики
современного занятия
Основная форма обучения у дошкольников - занятие. Современные занятия в современном детском саду не должны проводиться по школьным технологиям. Занятия следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей.
В организации образовательной деятельности полезна интеграция содержания, что позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей. С этой целью проводятся динамические, тематические, интегрированные, комплексные, сюжетные, сюжетно-игровые занятия. Это не полный перечень занятий, которые описаны в литературе.
Следует выделить основные признаки занятия: занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
• занятие может быть интегрированным, посвящено не одному виду познавательной деятельности (развитие речи и изобразительная деятельность);
• ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
• группа - основная организационная форма объединения детей на занятии. Все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
• группа работает по единой программе, согласно сетке;
• занятие проводится в заранее определенные часы дня;
• в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (важно в целях преемственности ДОУ и школы);
• заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребёнка (результаты деятельности ребёнка на занятиях).
Уровни проведения занятия. Высший уровень - прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми. Высокий уровень - включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия. Средний уровень - выявление знаний и умений детей соответственно теме и задачам занятия. Низкий уровень - организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
Представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида деятельности, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.
Нетрадиционные занятия и параметры их оценки
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия - КВН (деление детей на две подгруппы, проводятся как математическая или литературная викторина).
• Театрализованные занятия, микросценки с познавательной информацией.
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог - равноправный партнёр, направляет сюжетную линию игры и решает задачи обучения).
• Занятия-консультации (ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь с другими).
• Занятия-взаимообучения (ребенок - «консультант» обучает других через конструирование, аппликацию, рисование).
• Занятия-аукционы (настольная игра «Менеджер»).
• Занятия-сомнения (поиск истины); экспериментально-исследовательская деятельность детей.
• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
• Занятия-путешествия.
• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, смена положения которых меняют сюжет и содержание рассказа.
• Занятия-фантазии.
• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
• Занятия типа «Поле чудес» (для читающих детей).
• Занятия «Интеллектуальное казино» (викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).
Требования к занятию:
- использование новейших достижений науки и практики;
- реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;
- обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей;
- установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности);
- связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень;
- мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приёмы);
- логика построения занятия, единая линия содержания;
- эмоциональный компонент занятия (начало занятия и его окончание проводятся на высоком эмоциональном подъеме);
- связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка;
- развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем;
- диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева) - элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов) - игровые и воображаемые ситуации;
• придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
• игры-драматизации;
• сюрпризные моменты;
• элементы творчества и новизны;
• юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков):
• эмоциональная насыщенность окружения;
• мотивирование детской деятельности;
• исследование предметов и явлений живой и неживой природы;
• прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении, во времени: прошлое, настоящее, будущее);
• игровые приёмы, юмор и шутки;
• экспериментирование;
• проблемные ситуации и задачи;
• неясные знания (догадки), предположения (гипотезы).
Комплексные и интегрированные занятия.
«Словарь иностранных слов»: комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое; интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
«Словарь русского языка» С.М. Ожегова: комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений; интеграция - объединение в целое каких-либо частей.
Интегрированное занятие – направлено на раскрытие целостного понятия определенной темы посредством использования различных видов деятельности, которые объединены в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Комплексное занятие направлено на разностороннее раскрытие определенной темы через различные виды деятельности, которые последовательно сменяются.
В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, т.е. границы такого объединения размыты. На таком занятии практически не возможно, или очень сложно разделить виды деятельности (отделить математический компонент от изобразительной и ознакомления с природой, когда ребенок выкладывает из семи палочек домик для жирафа или змеи). Эта деятельность характеризуется единством и целостностью.
В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую. Этот переход отлично виден: порисовали - поиграем, а потом послушаем сказку.
Интегрированное, комплексное занятие обязательно тематическое. Тема занятия является ключевой идеей, вокруг которой происходит объединение разных видов деятельности и разных областей знаний.
Виды занятий по дидактическим целям:
- занятия по формированию новых знаний – предметное - обучающее игровое, обучающее познавательное (на основе использования дидактического материала, на основе литературного текста, с элементами экспериментирования);
- занятия по закреплению ранее усвоенных знаний - интегрированное, комплексное - обучающее игровое, сюжетно игровое, игровое;
- итоговое - интегрированное, комплексное, предметное - занятие-соревнование, конкурс, турнир, занятие-игра, занятие-шоу.
Обучающее игровое занятие - для решения образовательных задач активно используются элементы игровой деятельности. В основу такого занятия может быть положен игровой или литературный сюжет, в который вплетены разнообразные развивающие и обучающие задачи, упражнения.
Сюжетно-игровое занятие имеет единую сюжетную линию, которая является стержнем всего занятия и определяет его логику. Игровые элементы могут быть представлены театрализацией, драматизацией, игровыми ситуациями, подвижными, словесными играми и т. д. Сюжет занятия может быть подсказан содержанием какого-либо литературного произведения. Сюжетное занятие требует оснащения предметно-пространственной среды в соответствии с сюжетом. Такие занятия не могут планироваться часто, так как это огромная совместная работа детей и взрослых.
Игровое занятие имеет свою специфику. Занятие - игру можно построить на основе определенного сюжета. Помимо игрового сюжета, это занятие должно иметь и другие признаки игры: игровые роли игровые правила, игровые действия, подведение итогов игры. Занятие - игра - дети упражняются в использовании различных действий, закрепляют, уточняют, расширяют полученные ранее знания. Роль воспитателя – руководство игрой, оказывать помощь детям в создании и развитии игрового сюжета.
Занятия - соревнования не всегда носят спортивный характер; могут быть интеллектуальные соревнования, художественные конкурсы, выставки.
Занятия - шоу по записи напоминает сценарий: ведущая, герои и т.д. Каждому отведено определенное место и роль. Такие занятия можно отнести к разряду развлечений, поскольку оно наполнено различными сюрпризными моментами, концертными номерами. Развивающий эффект таких занятий низкий, а на подготовку уходит много времени.
По способу организации занятия делятся на групповые и подгрупповые, индивидуально-подгрупповые и индивидуальные.
В течение дня достаточно спланировать и провести одно групповое занятие, одно подгрупповое и одно индивидуальное. Самым эффективным способом организации для интегрированного или комплексного занятия будет общегрупповой способ, поскольку воспитатель использует различные виды деятельности, которые сменяют друг друга. Предметные занятия целесообразнее проводить подгруппами, поскольку воспитателю будет легче организовать индивидуальную работу, оказать помощь, скорректировать свои действия по содержанию и структуре занятия.
Индивидуальное занятие (не путать с понятием «индивидуальная работа») - это спланированная работа, важный элемент системы обучения, незаменимый для всех возрастных групп. Такие занятия отличаются свободой выбора времени, длительности, т.е. индивидуальное занятие можно проводить в любое время, удобное для воспитателя и детей – приём, прогулка, самостоятельная деятельность и т.д. Это даёт возможность максимально учесть индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка (для «совушек», например, целесообразно проводить индивидуальные занятия во второй половине дня).
Государственные стандарты дошкольного образования однозначно указывают на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников для гармоничного развития детей.
При этом важно понимать, что признание приоритета семейного воспитания, а это утверждает и Семейный кодекс, и новый Закон «Об образовании», потребует совершенно иных отношений семьи и детского сада. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» и предусматривают общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а имеется ввиду осуществление совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию, обучению и развитию детей.
С этой точки зрения, цель детского сада — сделать родителей активными полноправными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для ДОУ №4 «Журавленок» города Шахтерска оздоровительное направление работы всегда составляло одну из наиболее главных и сильных сторон деятельности.
Забота о здоровье ребенка невозможна без тесного сотрудничества с семьями наших воспитанников. Как показывает опыт, разработанная нами технология взаимодействия с родителями позволила направить образовательный процесс на эффективное решение вопросов здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Великий педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что успех образовательно-воспитательной работы с детьми во многом зависит от социокультурного пространственно-предметного развивающего пространства, в котором взаимодействуют различные средства, методы, технологии формирования личности здорового ребенка.
Ребенок как маленькая песчинка в огромном океане жизни. Если песчинка попадает в благоприятные условия, то через некоторое время она превращается в жемчужину. Так и с ребенком. Его гармоничное развитие зависит от окружающей среды.
Коллектив дошкольного учреждения № 4 «Журавленок» города Шахтерска постоянно работает над тем, чтобы детский сад стал той средой, которая превратит ребенка из «песчинки» в «жемчужину». В этом нам помогают наши родители.
В детском саду основан семейный клуб «Жемчужины здоровья», главная цель которого ‑ партнёрское общение между детьми, родителями и педагогами. Совместная работа началась с создания здоровье сберегающей среды.
Замечательным решением стало оснащение зимнего сада.
Возглавляет работу зимнего сада творческая группа из числа наиболее опытных педагогов и активных родителей. В оснащении зимнего сада принимали участие не только наши родители, но и жители микрорайона. Дети охотно посещают экологические занятия, участвуют в экспериментально-исследовательской деятельности, играют, оздоравливаются, отдыхают вместе с родителями.
Весной наш организм нуждается в витаминах. Где их можно взять? Да, конечно, можно купить в аптеке, но можно получить и естественным путем. В зимнем саду нашлось место замечательным зеленым огородам. Выращивать полезные витамины детей учат и педагоги, и родители. Лук, петрушка, капуста, огурцы, помидоры используются для приготовления целебных салатов, напитков.
В ходе различных видов деятельности, например, экспериментов, словесных игр, рассуждений «Почему огурец пупырчатый?», «Почему помидор красный?», «Почему у капусты много листьев?» формируется мировоззрение детей, они с удовольствием включаются в трудовую деятельность.
В зимнем саду разместили лабораторию для проведения опытов, экспериментов и наблюдений. Дети играют в Малую академию наук, вместе с родителями и воспитателями проводят мини-исследования, создают МАНовские работы, которые предлагают для рассмотрения почетным гостям нашего дошкольного учреждения, своим родителям. Общаясь с природой, экспериментируя, дети делают вывод, что деятельность человека в природе должна проходить в соответствии с экологическими законами, именно человек несет ответственность за сохранность природы. Работа интересная, требует внимания и тесного контакта с родителями наших воспитанников
Очень интересным и перспективным явлением стала собственная библиотека в детском саду, в которой собраны образцы литературного творчества наших воспитанников и их родителей. Работа началась с размышлений над тем, как приобщать дошкольников, их родителей к созданию собственных книг и можно ли с помощью этого обучать маленьких детей. Наша библиотека интегрирована в образовательный процесс дошкольного учреждения. Это и способ познания мира, и «среда обитания» каждого ребенка, и место интеллектуального отдыха. При библиотеке работает кружок литературного творчества, который выдает информационные, юбилейные газеты, журналы. Безусловно, такая работа базируется на работе с семьей. Предлагаем родителям вместе с детьми создавать книги, журналы, газеты, рекламные проспекты. Общее дело взрослых и детей дает превосходные результаты. Традицией стало проведение музыкально-литературных вечеров, презентаций семейных книг «Золотое перо», на которых звучит музыка, поэзия, демонстрируются картины, рекламируются новые семейные книги и журналы. Много интересного и познавательного узнают на таких мероприятиях не только дети, но и родители: как рождалась книга, кто ее иллюстрировал, что заинтересовало, удивило авторов. Результат такой работы – радость, взаимопонимание, желание и дальше работать вместе.
Для снятия нервно-психического напряжения, обеспечения психологического комфорта детей, особенно в период их адаптации, в детском саду работает комната психологической разгрузки – помещение, в котором ребенок или взрослый, находясь в безопасной, комфортной обстановке самостоятельно или в сопровождении практического психолога нормализуют психическое состояние. Используем комнату для проведения тренингов, индивидуальных коррекционных занятий с родителями, педагогами.
Учитывая ритм современной жизни, разработан проект психологической помощи семьям «Все мы родом из детства», в рамках которого осуществляется профилактика психоэмоционального напряжения у детей и взрослых, коррекция детско-родительских отношений. Положительный отклик получили индивидуальные on-line консультации, семейные телемосты, деятельность электронной мини-библиотеки и видеотеки.
Наша гордость – крытый плавательный бассейн. Традиционными стали праздники на воде, в подготовке и проведении которых принимают активное участие и родители.
В комнате здоровья родители обмениваются опытом семейного воспитания», это укрепляет доверительные взаимоотношения между семьями и педагогами.
Эффективному взаимодействию с родителями способствует работа семейного клуба «Жумчужины здоровья», главная цель которого ‑ партнёрское общение между детьми, родителями и педагогами. Для работы семейного клуба сначала мы выбрали лидеров, т.е актив семейного клуба из группы родителей, которые возглавили его деятельность. Обязательно стараемся учитывать мнение родителей при определении темы и формы проведения занятий в семейном клубе. Для этого подготовку к встрече начинаем с анкетирования семей согласно предложенной темы. Для каждой семьи изготавливаем приглашения, разрабатываем памятки, плакаты по теме, готовим выставку литературы, детских работ, кроссворды, сканворды, в составлении которых принимают участие дети и взрослые. Обязательно выясняем отношения родителей к обсуждаемой теме, делаем выводы, формулируем необходимые решения, предоставляем информацию о подготовке к следующей встрече. Решение сообщаем администрации, при необходимости - психологу, специалистам.
В семейном клубе сложились свои традиции. Одна из них - презентация собственных рукописных книг о здоровье, спорте, конкурс на лучшую заметку в детский журнал «Подсолнух» о здоровом образе жизни. На импровизированном подиуме «Здоровье» родители и дети представляют любимый вид спорта, спортивную моду.
Образовательное пространство детского сада стремимся превратить в «оазис» с современным менеджментом, который охватывает систему здоровьесберегающих проектов, научные исследования, жизнеобеспечение. Положительным результатом работы считаем также тот факт, что родители нам верят, приводят в «Журавленок» уже своих внуков
Литература:
1.Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66-70.
2.Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52-58.
3.Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82-92.
4.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
5.Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23-31.
6.Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. – С. 41-49.
7.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2001. – С. 25-26.
8.Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. – М, 1995.
9.Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
10.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232.
11.Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. – С. 57-59.
12.Ляшко Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание. 1998. N 10. С. 54-59.
13.Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. – С. 8-13.
14.Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. – С. 208.
Забота о здоровье ребенка невозможна без тесного сотрудничества с семьями наших воспитанников. Как показало время, созданная здоровьесберегающая среда в детском саду позволила направить образовательный процесс на эффективное решение вопросов здоровьесбережения и здоровьеформирования. Мотивировать на здоровый способ жизни можно еще и доверительными взаимоотношениями между педагогами и родителями, партнерским общением между семьями.
В 2006 году в детском саду № 4 «Журавленок» города Шахтерска основан семейный клуб «Жемчужины здоровья», главная цель которого ‑ партнёрское общение между детьми, родителями и педагогами.
В тесном контакте работают специалисты детского сада – инструктор физкультуры, психолог, логопед, массажист, что позволяет родителям получать помощь и поддержку по вопросам физического, психического здоровья детей, обмениваться опытом семейного воспитания, раскрыть интересы всех членов семьи, создать микроклимат, в основе которого - уважительное отношение к личности, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми.
Принципы, на которых строится работа семейного клуба:
♦ добровольность,
♦ компетентность,
♦ педагогическая этика.
Для работы семейного клуба сначала мы выбрали лидеров, т.е актив семейного клуба из группы родителей, которые возглавили его деятельность. Составили план работы, определили, кто будет вести первое занятие. На первой встрече предложили родителям представиться и рассказать о себе. Для обсуждения специфических проблем на каждое заседание клуба приглашаем специалистов: медиков, социального педагога, психолога, юриста, логопеда.
Встречи в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую части. Формой проведения можно выбрать: деловую игру, круглый стол, вечер веселых и находчивых, семейные спортивные праздники и так далее. С помощью бюллетеней, объявлений или телефонных звонков заранее предупреждаем родителей об очередной встрече. Длительность каждой встречи в клубе 1 час.
Предпочтение отдаем интерактивным методам работы в клубе: «Микрофон», «Дебаты», «Цепочка», «Круг идей», «Рука помощи» и т.д. Игровая форма побуждает родителей к активности, речевому творчеству.
Особое внимание в семейном клубе уделяем практическому овладению родителями технологиями оздоровления: массажа, различным видам закаливания, рациональному питанию, проведению различных подвижных и спортивных игр через различные формы работы: индивидуальные и групповые консультации; "Дни открытых дверей"; "Родительские посиделки"; "Вечера семейного общения", беседы "За круглым столом"; "Устные журналы"; "Утренние встречи". Практические занятия семейного клуба помогают нашим родителям полученные знания применять в конкретных ситуациях в семье.
Обязательно стараемся учитывать мнение родителей при определении темы и формы проведения занятий в семейном клубе. Для этого подготовку к встрече начинаем с анкетирования семей согласно предложенной темы. Для каждой семьи изготавливаем приглашения, разрабатываем памятки, плакаты по теме, готовим выставку литературы, детских работ, кроссворды, сканворды, в составлении которых принимают участие дети и взрослые. Обязательно выясняем отношения родителей к обсуждаемой теме, делаем выводы, формулируем необходимые решения, предоставляем информацию о подготовке к следующей встрече. Решение доводим до администрации, при необходимости - психологу, специалистам.
В семейном клубе сложились свои традиции. Одна из них - презентация собственных рукописных книг «Золотое перо» о здоровье, спорте. Конкурс на лучшую заметку в детский журнал «Подсолнух» о здоровом образе жизни. На импровизированном подиуме «Здоровье» родители и дети представляют любимый вид спорта, спортивную моду.
Для семей, которые воспитывают детей с ограниченными физическими возможностями и не посещают дошкольное учреждение проводим онлайн-консультации, семейные телемосты, собрали электронную мини-библиотеку, видеотеку. Совместно с городским центром социальных служб по работе с семьей предлагаем адресную (юридическую, психологическую, материальную) помощь этим семьям.
В повышении педагогической культуры родителей и жителей микрорайона главное место занимает пропаганда здорового образа жизни через проведение акций «Жизнь прекрасна», выпуск рекламных плакатов, листовок, спортивных фестивалей, праздников.
Объединив в единое целое различные формы взаимодействия детского сада и семьи, мы достигли определенных результатов. Так, анализ анкетирования родителей показал, что 68% семей уделяют определенное внимание формированию здорового образа жизни детей, считают, что первооснова в этом вопросе - пример взрослых. У детей значительно вырос интерес к валеологическим знаниям. Положительный результат мы видим в том, что у наших воспитанников есть желание быть здоровыми, ловкими, бодрыми. Здоровье стало предметом постоянной заботы не только родителей, а и самого ребенка.
Литература:
1. Ефимова С. Установление партнерських отношений с семьями
/ С.Ефимова//Управление образованием.-2008.-№2.-С.28-31
Педагоги ДОУ №4 «Журавленок» приняли участие в педагогическом марафоне «ВоспИТатель», который
прошел
10 - 16 марта 2015 года в дошкольном учреждении в рамках образовательного проекта «Информационные технологии в детском саду». В марафоне приняли участие не только воспитатели, специалисты
(логопед, инструктор физкультуры, музыкальные руководители, учитель английского языка, психолог), но и помощники воспитателей, родители.
Участники марафона представили видеопрезентации, электронные портфолио, информационные педагогические технологии, которые они используют в работе с детьми.
Участники марафона обосновали педагогическую значимость информационных технологий, результативность и перспективность используемых педагогических методик.
В апреле планируется провести второй тур марафона, в ходе которого педагогам предстоит выполнить тематическое задание с использованием современного оборудования.
20 сентября 2016 года на базе дошкольного учреждения «Журавленок» проведена городская гостиная для руководителей дошкольных образовательных учреждений. Тема мероприятия актуальна: «Управленческо-методическое сопровождение внедрения Государственных образовательных стандартов». Целью мероприятия было повышение профессионального уровня руководителей в соответствии с современными требованиями.
Для присутствующих мастер-класс по организации интересной жизнедеятельности дошкольников, используя педагогическое наследие В.А.Сухомлинского, провела Батрутдинова Неля Романовна, воспитатель ДОУ №1 «Веснянка», лауреат Республиканского конкурса «Наставница - 2016». Методист методического кабинета Невольник Наталья Ивановна предложила обсудить управленческо-методический аспект внедрения новых образовательных стандартов. Требования к организации развивающего предметно-игрового пространства напомнила коллегам Гагулина Валентина Владимировна, методист МК. С рекомендациями по организации работы педагога-психолога в детском саду в 2016-2017 учебном году выступила Саламатина Евгения Эдуардовна, методист МК. Участники гостиной завершили работу за круглым столом по обмену опытом работы дошкольных учреждений по внедрению Государственных образовательных стандартов.
22 сентября 2016 года в дошкольном образовательном учреждении № 4 «Журавленок» в рамках педагогического всеобуча для начинающих педагогов активно обсуждалась проблема формирования социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста в соответствии с задачами образовательной области ГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие». Молодые педагоги поднимали проблемы нравственного воспитания дошкольников, их старшие коллеги делились идеями и находками в непосредственно образовательной работе с детьми совместно с семьей. Воспитатель подготовительной группы Сурмач И.Н. представила творческий проект «Система работы по формированию духовно-моральных качеств дошкольников на основе творческого использования педагогических идей В.А.Сухомлинского». Воспитатель средней группы Снежик Н.Н. провела мастер-класс по использованию социо-игровой технологи «Лепбук», представила модель образовательного процесса по социально-нравственному развитию дошкольников в соответствии с задачами Типовой образовательной программы «От рождения до школы».